Top.Mail.Ru
Хотите обсудить сотрудничество?
Укажите контакты, и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Как вас зовут
Как вам позвонить
Как вам написать
💼 Сервис работает только с юридическими лицами и ИП
Автопарк стареет и меняет структуру: как это повлияет на автобизнес




Автопарк стареет и меняет структуру: как это повлияет на автобизнес
16 июня 2022
Аналитика
Структура и состав автопарка России претерпевает серьезные изменения. Собрали аналитику и мнения экспертов о том, как это может влиять на бизнес автодилеров, чего ожидать и опасаться собственникам и менеджерам.

6 мин

Движущийся парк уменьшается

В 2022 году продажи новых автомобилей в РФ снижаются и будут падать в течение всего года, о чем единодушно заявляют эксперты. По их прогнозам, в стране будет продано около 800 тыс. машин. И в дальнейшем оптимистичным сценарием для авторынка можно будет считать ежегодные продажи на уровне хотя бы 1 млн. машин.
Спад продаж на авторынке и рост цен на автомобили приведут к сокращению емкости движущегося автопарка.
Движущийся парк — автомобили, которые находятся в эксплуатации, ездят по дорогам, расходуют бензин, требуют ремонта и ТО. Размер эксплуатируемого парка на данный момент составляет 35,5 млн авто, о чем свидетельствуют данные компании Gruzdev Analyze.

Уже в 2022 году движущийся парк сократится на 500 тыс. машин.
Может ли ввоз автомобилей компенсировать начавшееся сокращение парка? Согласно оценкам компании Gruzdev Analyze, ежегодного из движущегося парка будет выбывать около 1,4 млн авто. И это сокращение не компенсируют ни продажи новых автомобилей, ни импорт б/у машин, ни авто, которые будут ввезены по параллельному импорту. Сейчас во всем мире сохраняется дефицит автомобилей, поэтому ввезти достаточное количество машин в страну даже в условиях параллельного импорта вряд ли получится.

Как изменится возрастная структура парка 

Автомобильный парк России будет стареть. При сохранении указанных выше темпов спада продаж и темпов выбытия машин из движущегося парка, средний возраст автомобиля в нем заметно вырастет в ближайшие 3-5 лет.

«С учетом спада продаж и темпов выбытия автомобилей движущийся парк постареет в ближайшие 3–5 лет, — отмечает Александр Груздев, генеральный директор Gruzdev Analyze. — Средний возраст будет увеличиваться ежегодно на 1 год и через пять лет составит более 14 лет».
Уже по состоянию на середину апреля 2022 года пробег упал на 6% в годовом сравнении
Средний пробег автомобилей уже в 2022 году сократится, на 10% в годовом сравнении, а в 2023 году уменьшится еще на 10% в сравнении с 2021 годом. Автомобилисты будут реже использовать авто и больше экономить на техническом обслуживании. Эта тенденция только усилит старение автопарка и станет стимулом изменений в сфере послепродажного обслуживания.

При этом, можно прогнозировать, что доля дилеров в данном сегменте снизится. Дело в том, что дилеры и в более благополучное для авторынка время не смогли добиться настоящей клиентской лояльности в сфере послепродажного обслуживания. Поэтому в условиях жесткой экономии владельцы возрастных машин вряд ли будут обслуживаться на дилерском сервисе. Стоимость обслуживания, которая складывается из стоимости запчастей и работ, в дилерском сервисе была, есть и будет выше, чем на независимой СТО. Поэтому среди населения до сих пор стойко живет уверенность, что дилерский сервис всегда был дороже. Если дилеры не пересмотрят политику ценообразования в сервисе, этот стереотип будет только крепнуть.

Как изменится марочная структура автопарка

Приостановка работы крупных автопроизводителей в России и уход некоторых марок с российского авторынка имеет много последствий. Очевидно, что количество высокотехнологичных автомобилей на нашем рынке и в целом в парке сократится. Причина — запрет на экспорт в РФ машин стоимостью выше 50 тыс. евро. К этому добавляется и другой фактор риска: есть вероятность, что на таких автомобилях могут использоваться технологии двойного назначения, то есть те, которые могут применять в военных целях, а значит, их ввоз невозможен.
Очевидно, что в автопарке РФ доля марок, которые уже ушли с российского авторынка или еще уйдут, будет падать, а доля тех марок, которые остались, — расти.
Американские бренды и прежде не играли существенной роли на нашем авторынке, а теперь, после окончательного ухода GM, их влияние на парк сошло на нет.
Распределение продаж легковых автомобилей по странам происхождения за январь-апрель 2022 года. Данные: Автостат Инфо
Структура зарегистрированного парка по странам происхождения марок авто на начало 2022 г. Данные: Автостат Инфо
Среди ушедших европейских брендов наибольший резонанс создал Renault. И не удивительно: эта марка давно работает в России и входит в топ-5 крупнейших автопроизводителей. Уход Renault, а также вероятный уход Volkswagen и некоторых марок, входящих в состав этого концерна, приведет к тому, что доля европейских брендов в составе парка снизится.

Можно прогнозировать, что российский автопарк будет становиться постепенно азиатским. Основную долю в парке среди иномарок могут занять корейские бренды. Но есть и другое мнение на этот счет. Недавно Hyundai объявил о намерении инвестировать в ближайшие три года в американский рынок 10 млрд долларов. Рисковать такими инвестициями Hyundai вряд ли захочет, а потому, стремясь избежать вторичных санкций, корейскому автопроизводителю, возможно, придется свернуть свой бизнес в России. Другой сценарий — Hyundai сократит модельный ряд на российском рынке, оставив самые ходовые модели (например, Hyundai Solaris) и прекратит инвестировать в свое развитие в РФ.

Можно ожидать, что в автопарке будет расти доля китайских автомобилей. Но происходить это будет постепенно. Авторынок РФ связывает большие ожидания с китайскими автопроизводителями — что они смогут занять место ушедших брендов. И хотя китайские производители заметно увеличили качество своих машин, вряд ли они смогут полноценно восполнить потери в сегменте премиальных и люксовых брендов. В среднеценовом сегменте «китайцы» выглядят как более реалистичная альтернатива. Репутация китайских моделей в сегменте «люкс» не может быть выше, чем у европейских, например, марок. Это сильный стереотип, который китайским автопроизводителям еще предстоит изменить.

Ситуацию с японскими брендами можно мониторить по действиям Toyota. Пока японский автогигант не делал громких объявлений по поводу работы в РФ, но если Toyota все же решит уйти из России, можно с большой долей вероятностью ожидать, что такое же решение примут и другие японские марки.

Выводы

Уменьшение емкости движущегося парка, старение всего автопарка, рост среднегодовых пробегов, уменьшение количества визитов на автосервисы, уменьшение среднего чека и еще несколько других факторов, конечно же, повлияют на бизнес последпродажного обслуживания. Есть риск того, что первыми закроются станции дилеров, представляющие марки, которые свернули свою работу в России. В дальнейшем ниша «дорогого» ремонта будет сокращаться. Очевидно, что дилерский бизнес сейчас, как никогда раньше, сталкивается с серьезными вызовами, которые требуют внедрения новых инструментов, а порой, и реализации глубоких изменений.
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также