Top.Mail.Ru
Какие перспективы
открывает дилерам
рынок авто с пробегом










Какие перспективы открывает дилерам
рынок авто с пробегом







04 июля 2022
Аналитика
Автомобильный бизнес проходит сейчас стадию активной трансформации, и даже рынок авто с пробегом, традиционно более стабильный, претерпевает серьезные изменения. Сможет ли бизнес по продаже подержанных автомобилей стать «волшебной палочкой» для дилерских компаний? Как уже трансформировался этот рынок и какие изменения его ждут уже в ближайшем будущем? Отвечаем на эти и другие вопросы.
7 мин

Какие предпосылки

Рынок автомобилей с пробегом, так же как и рынок новых авто, оказался в непростых условиях. На оба эти сегмента авторынка воздействует ряд негативных факторов: рост инфляции в стране и мире, как следствие — снижение располагаемых доходов у населения, и опять следствие — спад покупательной способности. Автокредиты по-прежнему дорогие (размер ставки: 19-25%), цены на подержанные автомобили повышаются вместе с ценами на новые.
Впрочем, активный рост цен на авто с пробегом начался еще в прошлом году и был обусловлен, в частности, тем дефицитом, который образовался на рынке новых машин. Потребители, которые не смогли приобрести новые авто, переориентировали свой спрос на автомобили с пробегом, что и «подогрело» цены. И уже в 2021 году средний ценник на авто с пробегом превысил 1 млн рублей.
В сравнении с рынком новых авто рынок б/у автомобилей пока чувствует себя относительно неплохо — впрочем, большая стабильность всегда отличала именно вторичный авторынок. По данным «Автостата», на один проданный новый автомобиль сейчас продаются почти 6 авто с пробегом, что красноречиво указывает именно на плачевную ситуацию на рынке новых машин.

Что там по статистике

За первые пять месяцев 2022 года продажи авто с пробегом в стране сократились на 19,6% до 1,82 млн ед. При этом с апреля по май продажи упали на 7% до 326,7 тыс. ед., что оказалось на 30% ниже перерегистраций, зафиксированных в мае 2021 года.
Есть и заметные изменения в структуре рынка. В возрастной группе «до 7 лет», традиционно наиболее востребованной у дилеров, перерегистрации упали за январь-май 2022 года на 16%, с прошлогодних 1,2 млн авто до нынешних 370 тыс. ед. И именно эта категория «потянула» вниз показатели всего вторичного авторынка.
Объяснить это можно поведением покупателей в текущих условиях: тот, кто мог бы продать свой 5-летний автомобиль и приобрести, например, новый, сильно ограничен и в возможностях, и в выборе.
При этом возрастная группа от 7 лет и старше оказалась более стабильной, например, в группе автомобилей в возрасте от 10 до 12 лет снижение перерегистраций в мае оказалось минимальным. А эта категория составляет значительную долю вторичного авторынка и, возможно, дилерским компаниям, прежде ориентирующимся на продажу авто в возрасте до 7 лет, придется переориентирироваться на новый класс авто с пробегом.
И возможно, это и будет то решение, которое поможет дилерам увеличить свою долю на рынке авто с пробегом. Сегодня она, по разным оценкам, не превышает 20% (по данным «Автостат» — 10,1% по состоянию на май 2022 года).
Для сравнения, например, в Германии доля дилерских компаний рынке авто с пробегом достигает 40%, а в США — 36,6%. Дилеры в России имеют большой потенциал к увеличению своей доли на вторичном рынке, которая должна быть, по меньшей мере, 40%. Работа с более возрастными автомобилями несет для дилеров больше рисков и требует пересмотреть многие процессы.
Анализ перерегистраций по сегментам показывает повсеместный спад. Исключение в мае этого года составили только сегмент минивэнов, а также компактный А-класс, где перерегистрации незначительно выросли месяц к месяцу. Однако доля этих двух сегментов в объеме всего вторичного рынка мала и их рост, по крайней мере, пока не сильно влияет на его динамику.
За пять месяцев массовый сегмент автомобилей с пробегом «просел» на 20%. И заметный спад показали все представленные в этой категории марки за исключением Chery и Geely: прирост на 39% и 44% соответственно. Премиальный сегмент сократился на 14% и за редким исключением (Porsche- +1,5%, MINI - +0,4%, Tesla — 852 ед.) спад показали все бренды.

Чего ждать завтра

Согласно базовому прогнозу, продажи автомобилей с пробегом в 2022 году упадут на 20%. Но в количественном выражении это будут солидные 4,8 млн ед. авто, что конечно, не идет ни в какое сравнении с рынком новых машин, которому пророчат спад более, чем в два раза, до отметки 750 тыс. ед.
То есть «пробег» — это тот рынок, который в ближайшее время дилерам придется осваивать и учиться работать именно в сегменте возрастных автомобилей.
Такие требования диктует и сам спрос, несмотря на рост цен на авто с пробегом, покупатели хотят их приобретать и по возможности привлекают для этого заемные средства. По данным «Автостат», во всем объеме выданных автокредитов доля кредитов на покупку авто с пробегом составила за январь-май 2022 года 46%. И при дальнейшем снижении ключевой ставки и увеличении доступности кредитов эта доля будет расти.
При этом рынок авто с пробегом — рынок с высокой конкуренцией, и его уже давно и активно осваивают независимые продавцы. В силу своих особенностей, например, отсутствия необходимости придерживаться дилерских стандартов обслуживания, они умеют лучше и быстрее адаптироваться к изменениям на рынке. Дилерские компании, в свою очередь, имеют другие преимущества, как минимум, хорошо выстроенные бизнес-процессы, которые при необходимости помогают бизнесу переориентироваться в новых реалиях рынка. А они, как мы выше и писали, заключаются в том, что дилерам необходимо более пристально рассмотреть возможность усилить свою работу в авто «7+». И подтверждает эту необходимость снижение сделок по trade-in, на которых ранее и держался дилерский бизнес по продаже авто с пробегом до семи лет.
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также