Top.Mail.Ru
Почему в России не «летят» электромобили


Почему в России
не «летят» электромобили
11 апреля 2022
Аналитика
В 2021 году глобальный рынок электромобилей вырос в 3 раза. Тренд на экологичность и отказ от авто с ДВС находит отклик у российских автовладельцев. Но в сравнении с мировой статистикой доля электрокаров в России все еще низкая. Какие факторы влияют на развитие отечественного рынка электромобилей, и что тормозит их популярность?
5 мин
Страны Европы, США и Китай идут по пути отказа от ДВС к 2030 году. Связано это с экологической повесткой и желанием правительств крупных держав снизить зависимость от нефти. Норвегия стала первой страной, где долю авторынка на 95% занимают электромобили. Но на практике не все прогрессивные страны оказались готовы к такому переходу. Мировой кризис приводит к удорожанию энергии и ставит под вопрос целесообразность перемен. По отчету Citibank использование электромобиля, например, в Великобритании сейчас обходится на 50% дороже, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому стоимость владения будет разниться в каждой стране в зависимости от ее энергетических запасов.

В российских реалиях внедрение электрокаров тоже проходит сложно, однако причины оказались другие.


Всем зарядки не хватит

Обладателям электромобилей необходим постоянный доступ к розетке, а заряжать машину из квартиры на 20 этаже вовсе не представляется возможным. В России по данным «Росстата» в частных домах проживает крайне небольшой процент всего населения - 4,1%. Для жителей многоэтажек процесс «заправки» авто становится критичным. В густонаселенных районах крупных городов остро стоит проблема парковочных мест, а обеспечить еще и достаточное количество станций подзарядки будет и того сложнее.


Слабая инфраструктура для широкой географии

В среднем без подзарядки электрокары могут проехать от 300 до 450 км. Чтобы отправиться в путешествие по России придется продумать путь с учетом возможности подзарядиться на каждом участке дороги, иначе можно остаться на трассе с нулевым зарядом батареи.

Многие регионы в России отличаются суровыми погодными условиями и сильными перепадами температур, а литий-ионная батарея электромобилей быстро теряет заряд в холод. Самая комфортная температура для зарядки электрокара - от 15°C до 35°C. Если доступная мощность аккумуляторов не станет выше, заряжать электрокар вне гаража для большинства регионов России будет затруднительно.

Правительство развивает электрозарядную инфраструктуру в стране. Если план будет выполнен, к 2030 году в России должна появиться сеть из 29 тыс. быстрых зарядных станций. Аккумулятор можно будет зарядить на 80% за 20-30 минут. Пока более менее развита инфраструктура между пилотными регионами. Например, можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург или Сочи.

Помимо достаточного количества таких станций необходимо обеспечить их безопасность. Недавно хакерам удалось совершить атаку на станции, работающие на участке трассы Москва - Санкт-Петербург. Эксперты по информационной безопасности сообщают, что при взломе программного кода злоумышленники могут получить данные банковских карт или даже доступ к системе самого электромобиля.


Электромобили - это дорогое удовольствие

Как показывает статистика, ценник на новые электромобили колеблется между 8 и 10 млн. рублей. Стоимость постоянно меняется и зависит от курса доллара и насыщенности рынка новыми предложениями.

Собственные электрокары в России планируют начать выпускать уже в следующем году. Правительство поддерживает автопроизводителей и готово субсидировать проекты на основании специальных инвестиционных контрактов. Однако отечественные аналоги тоже не кажутся бюджетными. Предварительная цена электромобиля — от 1 200 000 рублей.
На вторичном рынке также много предложений по электромобилям. Но купить авто дешевле 2 млн. уже вряд ли получится.
Электрокары все больше интересны российским потребителям, но пока не приблизились по популярности к традиционным автомобилям. Модный зеленый тренд не идет ни в какое сравнение с практичным подходом российского потребителя при выборе авто. Пока Россия очень отстает по количеству зарядных станций, а быстрый ритм жизни не позволяет тратить часы на зарядку и поиск розетки.

Кроме того, электрические автомобили не решат проблему загрязнения экологии. Потребность в литии для производства аккумуляторов продолжит расти. Это приведет к появлению новых шахт и разрушению экосистем в месторождениях металлов, ведь добыча ископаемых веществ требует много воды и вредит почве. Со временем любая батарейка приходит в негодность, а проблема утилизации аккумуляторов до сих пор не решена. Отсутствие отлаженного алгоритма переработки создает новые угрозы экологии, а не решает старые.

В перспективе потенциал рынка может вырасти, но только с развитием новых технологий и учетом климатических особенностей страны.
Что думаете? Напишите комментарий к этой статье в наших соцсетях
Читайте также